6 декабря 2012 г.

Подвижные игры в зимнее время года


Выпал первый снег - значит, пришла зима. Можно ли описать радость детей?! С каким удовольствием они возятся в снегу!
Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.
Смена деятельности дает возможность поддерживать у ребёнка активное состояние, что позволяет избегать охлаждения, улучшает кровообращение, углубляет дыхание
При проведении подвижных игр и развлечений не следует их затягивать, т.к. физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на состоянии здоровья ребенка.
В данной консультации мы предлагаем примерный перечень подвижных игр с детьми от 1,5 до 3 лет на воздухе в зимний период.
Во время прогулок зимой дети должны быть всегда активны. Одежда рекомендуется теплая и легкая. В качестве пособий используются игрушечные метелки, лопатки и машинки для перевозки снега. Рекомендуется катание на санках с горок, с маленьких горок можно покататься на ногах (при внимательном наблюдении взрослых). Дети 1,5-2 лет с интересом катают на санках игрушечных зверей, кукол.см. здесь

4 октября 2012 г.

Физическое воспитание малыша в раннем возрасте.

Появление ребенка в семье всегда радостное и знаменательное событие для родителей. И буквально с самого раннего детства очень важно организовать занятия физической культурой. Это позволит детскому организму не только накопить силы, чтобы обеспечить в дальнейшем гармоничное всестороннее развитие личности, но и приучит малыша к регулярным занятиям спортом.

Занятия легкой гимнастикой со здоровым ребенком можно начинать уже с полутора месяцев. С того же времени допускается массаж. Делать его ежедневно, но не ранее, чем за 40-50 минут после принятия пищи или за полчаса до еды. Одного раза в день вполне достаточно, но при этом необходима предельная осторожность и знание приемов детского массажа, который для малышей первого года жизни включает: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.

Для детей 6-12 месяцев уже существуют специальные курсы упражнений «для детей, встающих на ноги». Изучив их, вы сможете самостоятельно укрепить иммунитет ребенка, провести профилактику рахита, улучшить координацию движений. С помощью специально подобранных занятий вы укрепите мышцы и подготовите малыша к первым шагам.

После года маленький человек сначала робко, а затем все более уверенно шагает и начинает соприкасаться с более широким кругом предметов. Соответственно нагрузки нужно несколько разнообразить и усложнить. Но нельзя забывать о том, что физическое и нервно-психическое состояние малыша еще неустойчиво. В это время можно начинать специальные «парные контактные физические упражнения взрослых и детей».

Вообще, чем старше становится ваш ребенок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на снарядах. Приобретать магнитные велотренажеры пока рановато, но лесенки и горки детской площадки будут в самый раз. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. С 2-2,5 лет можно уже учить кататься на лыжах, но лыжные палки давать пока не рекомендуется, так как при этом большая часть нагрузки приходится на еще неокрепшие руки.

Вообще с ребенком старше 2,5 лет можно заниматься почти любым видом спорта, даже беговая дорожка Horizon будет кстати. Но тренировки имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам, и малышу.

Использован материал с сайта: www.detki.biz/view1832.html
   

30 августа 2012 г.

С Новым учебным годом!

Педагог! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!


28 августа 2012 г.

Памятка для родителей


Уважаемые родители!

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
Кто является участником дорожного движения;
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
Средства регулирования дорожного движения;
Красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
Правила движения по обочинам и тротуарам;
Правила перехода проезжей части;
Без взрослых выходить на дорогу нельзя;
Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте;

  
Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:
  • Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.


Материалы:
http://www.tvoyrebenok.ru/instruction_for_parents_of_children_of_younger_preschool_age.shtml

19 августа 2012 г.

На городской выставке "Цветы и плоды 2012"


18 августа, в Челябинске в Центральном парке культуры и отдыха им. Ю. Гагарина состоялась XI городская выставка цветов и плодов, которая стала первым крупным мероприятием в рамках празднования 276-летия города.

Мы приняли активное участие 

19 июля 2012 г.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА





В нашем детском саду две ясельных группы. В них находятся дети от полутора  до трёх лет. И мы уделяем большое внимание адаптации малышей к садику.

Что такое адаптация? Это приспособление организма к новой обстановке. А для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
                        
Очень многие малыши не могут быстро адаптироваться к яслям, так как сильно привязаны к матери и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Если ваш  малыш – единственный ребёнок в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Я советую родителям такого ребёнка-с начала привести его в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Потом несколько дней можно водить малыша в детский сад на два-три часа. В зависимости от поведения ребёнка время пребывания нужно увеличивать. А дома  постарайтесь побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, т.к. в детском саду малыш чувствует себя скованно, напряжённо, а  если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
см. здесь

26 марта 2012 г.

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения


У педагога есть прекрасная

возможность: научить детей

«В одно мгновенье — видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой капле — бесконечность,

И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

ПДД для родителей с детьми раннего возраста


В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.

Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:
  • При перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода ( в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1-1,5м от взрослого едут детские саночки).
  • Подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом.
  • При переходе дороге с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге.
  • При выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

23 марта 2012 г.

Весна

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях вену.

Весна


На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
В рамках народного праздника в течении 20 по 23 марта проводились следующие мероприятия:
  • знакомство детей с птицами, с временем годом - Весна;
  • чтение стихов и потешек про Весну, про птичек;
  • по Художественному творчеству - лепку домиков для птичек, гнезд и т.д.  см. здесь
27 марта будет проводится открытое мероприятие на тему "ВЕСНА. Встреча птиц" (музыкальные развлечения для детей и родителей в рамках "Клуба общения")

27 февраля 2012 г.

Как приучить ребенка к горшку.

Приучить ребенка к горшку – не такая уж сложная задача, как твердят многие мамаши и бабушки. Главное отнестись к этому по-философски и с терпением.

Во-первых, как говорится «насильно мил не будешь». Поэтому, если вы хотите, чтобы было комфортно не только вам, но и малышу, нужно прислушиваться к его желаниям.

Например, японские ученые провели исследование, в котором участвовали дети возрастом от 12 до 30 месяцев, которые был приучены к подгузникам. Так вот, оптимальным возрастом, в котором дети сами отказались от подгузников, оказалось 27 месяцев.

Современные педиатры утверждают, что не стоит даже пытаться заставлять ребенка садиться на горшок, если он еще не научился ходить, наклоняться, т.е. выполнять какие-либо примитивные самостоятельные действия. Т.е. начинать приучать ребенка рекомендуется не раньше года-полтора.

Во-вторых, если даже при первых попытках ваш малыш вскакивает с пустого горшка, не желая дальше «трудиться», не стоит его наказывать или, тем более, ругать. Наоборот, очень важно его похвалить за то, что он совершил такой «взрослый» поступок. Вот увидите, следующая попытка будет куда результативнее.

Очень важно, чтобы родители были очень внимательными к своим детям. Когда ребенок будет уже сам готов к «взрослой» жизни, то он обязательно даст вам об этом знать. И это занятие будет доставлять огромное удовольствие вам и вашему ребенку.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.

Очень часто мы хотим помочь нашим маленьким и не очень маленьким детям в совершении каких-либо действий. Например, помочь натянуть кофточку, чтобы это было быстрее или покормить ребенка с ложечки, чтобы избежать грязных полов и запачканной одежды.

Но на самом деле это неверный шаг со стороны родителей, если они хотят как можно раньше приучить своих детей к самостоятельности. С самого раннего детства дети должны приучаться принимать решения и решать какие-либо задачи сами. Иначе, со временем, у них развивается комплекс неполноценности и развивается боязнь риска в жизни. Причем, как правило, первые проявления появляются, когда ребенок идет в школу, а там уже его никто не защитит и не поддержит советом.
Поэтому, во благо своего собственного чада старайтесь как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности. Вы никогда не должны жалеть времени, которое уйдет на принятие решения самим ребенком. И обязательно нужно с ребенком разговаривать. Если ребенок спросит «Как мне лучше сделать?», правильно будет ответить «Как ты сам считаешь?». После этого ребенок уже почувствует себя намного уверенней и взрослее. Если ребенок захотел поесть супчик через трубочку, не стоит его останавливать возгласом «Не занимайся ерундой!». Пускай он придет сам к тому, что это действительно глупая затея и на это уйдет намного больше времени.

Но конечно нужно соотносить решение ребенка с риском для самого ребенка или его семейства. И если этот риск есть, то в данной ситуации нужно ответить твердое «нет», но и обязательно объяснить ему в чем именно заключается риск.

Таким образом, необходимо помнить следующие правила:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" - имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами - располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

23 января 2012 г.

Заключение по результатам исследования по изучению особенностей адаптационного периода

Причина исследования: Приказ №391 от 13.09.2011г. О проведении исследования в МДОУ района по изучению особенностей адаптационного периода дошкольников, в соответствии с годовым планом МДОУ ДС № 106
План исследования:
1. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптационного периода;
2. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»;
3. Анкетирование родителей «Прогноз адаптации»;
4. Оформление наглядной информации
5. Список литературы по данной теме.
Диагност: Акулова Юлия Анатольевна, педагог-психолог
Сроки проведения: с 15.09.11 по 15.10.2011г.
Характеристика обследуемой группы: Всего 24 ребенка. Группа раннего возраста (1 – 2 года) – 16 детей, I младшая группы (2-3года) - 8 детей.
Метод: наблюдение
Методика: А. Остроухова «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. см. здесь

Информация по итогам проведения операции «Внимание: дети!» (26.12.2011г. – 11.01.2012г.) МБДОУ ДС № 106

27 сентября 2011 г.

Уважаемые коллеги!





С Днём воспитателя и работника дошкольного учреждения!!!!







 Может просто стало нам привычным,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза.
Мы не знаем, что это такое -
Детворы неугомонный рой.
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой семьей.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Тот драчун, уж затевает бой.
А вопросы?! Тысяча вопросов
И ответа требует любой. 
Сколько нужно ласки и заботы
Всем помочь и каждого понять,
Благодарна и трудна работа -
Ежедневно маму заменять.
Не тревожно на работе маме -
Веселы ребячьи голоса.
Ведь всегда следят за малышами
Добрые, усталые глаза.

15 сентября 2011 г.

" Как помочь ребенку в период адаптации"


Уважаемые родители!

Наступил тот ответственный момент, которого вы ждали и немного тревожились – ваш любимый малыш, в первый раз, пришел в детский сад. Посещение детского сада – важный этап в жизни ребенка, он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками.

Адаптация к условиям детского сада не простой момент в жизни ребенка и любящих родителей, но выполнение некоторых моментов может значительно облегчить протекание адаптационных процессов.       

Основные правила:
Ребенку важно видеть, что родители доверяют педагогам ДОУ (в присутствии ребенка только положительные отклики о детском саде, педагогах). Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
В первый день прихода в детский сад, показать ребенку ящик для раздевания, группу, игрушки, туалетную комнату, обязательно показать его горшок, если ребенок согласиться, то использовать по назначению в присутствии родителя.
Показать спальню, кроватку ребенка. Важно подчеркнуть, что на этих кроватках ребятки только отдыхают, когда устают, потом родители их забирают и ночью дети всегда спят дома с мамой и папой, ночью детский сад закрывают.
В первые дни ребенок остается в группе только на 1-3 часа. Родителям важно точно назвать педагогам время, когда они придут за ребенком.
Очень важно сказать ребенку, когда за ним придут (когда все пойдут гулять, когда придут с прогулки, когда будут готовиться к обеду, когда все будут обедать и т.д.) каждый день ребенок остается в детском саду на некоторое время дольше. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
Сообщите педагогам особенности характера Вашего ребенка, особенности взаимодействия с окружающими, особые привычки.
Заранее обговорите с ребенком ритуал прощания (Н-р: «Разденемся, поцелуемся, крепко обнимемся и я пойду»). При расставании малыш может плакать и на первом этапе адаптации это нормальная реакция ребенка, если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы – его). Когда родители уходят, новая обстановка, педагоги, дети отвлекают малыша, и он успокаивается. Разрешите ребенку взять в детский сад любимую игрушку, фотографию родителей, вещь мамы, украсить шкафчик по его усмотрению.
Ребенку в детском саду нужна удобная одежда, обязательна запасная одежда (нижнее белье, групповая одежда, носки, колготки), лучше, если одежда легко одевается и застегивается.
Дома необходимо соблюдать режим дня, в соответствии с режимом детского сада.
Во время адаптации ребенок, детском саду, очень устает от большого количества детей, шума, правил, поэтому ребенку обязательно нужен отдых, эмоциональный покой дома, это, прежде всего отсутствие увеселительных мероприятий, ограничение просмотра телевизора, игр на компьютере. Очень помогает детям отдыхать массаж, релаксационная спокойная музыка, ванны, рисование, лепка, игрушки для отдыха (водные, гелиевые часы, песочные картины и т.д.) прогулки в парке и т.д.
Проявляйте как можно больше интереса к занятиям ребенка в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Поддерживайте с педагогами детского сада тесные связи, регулярно беседуйте. Педагог расскажет Вам о Вашем ребенке немало такого, чего Вы не замечаете, и что Вам будет интересно узнать. Со своей стороны Вы, беседуя с педагогом, можете помочь лучше понять реакции вашего малыша на происходящее, и найти оптимальный вариант поведения взрослых.
Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты. В игре ребенок покажет Вам, с какими проблемами он сталкивается, а Вы предложите пути их решения.

При помощи родителей в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ адаптация у детей проходит, как правило, хорошо и достаточно безболезненно.

Надеемся на понимание и сотрудничество!
                                                                                             
                                                                                              Информация подготовлена педагогом- психологом Акуловой Ю.А.       

13 сентября 2011 г.

РАННЕЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ (Рекомендации для родителей)


Не обязательно быть  специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка имеет с самого раннего возраста сенсорное воспитание. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высоко чувствительны (особенно в раннем возрасте: ведь левое полушарие, отвечающее  за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам).
Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.
Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог,  основоположник сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «УТОНЧяЛ свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения  и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания».
Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком.  Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.
Материалы для развития (утончения) тактильного чувства
Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.
СЕНСОРНАЯ ПЕРЧАТКА
Для ее изготовления вам понадобятся шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей (3х2 см), различающихся на ощупь.(В моем случае это – бархат, искусственный мех, шелк, а также кусочек шершавой губки для мытья посуды и кусочек лопнувшего мячика с «пупырышками»). Эти лоскутки пришиваются на кончики пальцев перчатки. А на ладонь я пришила лоскут (6х6 см) из махрового полотенца.
Мама надевает перчатку на руку. Малыш «знакомится» со всеми пальчиками – ощупывает каждый. Мама комментирует: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т.д. После этого ребенок закрывает глазки, а мама гладит его по животику или по ножке разными пальчиками. Малыш пытается угадать – какой пальчик его коснулся. Напоследок можно сделать массаж жесткой махровой ладошкой.
СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА
На лоскут плотной ткани (150х30см) пришиваются пуговицы различного размера и цвета. Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.
Когда ребенок подрастет, усложните упражнения для ног. Возьмите несколько подносов. В один из них налейте немного воды, в другой насыпьте крахмал или соду, в третий положите ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль. Предложите ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросите, что он при этом чувствует. Повторите хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочиняйте историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.   
ДОМАШНЯЯ ПЕСОЧНИЦА
Кроме развития тактильной чувствительности, игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Вам понадобятся деревянный или пластиковый ящик (я использовала глубокий поддон от холодильника), чистый просеянный песок (можно купить в магазине стройматериалов пятикилограммовый мешок). Песок должен заполнять ящик на треть. На смоченной водой поверхности песка можно оставлять отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны), выполнять зигзагообразные и круговые движения пальчиками. При этом нужно прислушиваться к ощущениям, а потом поговорить о них.
Поиграйте с малышом в «кладоискателей». Для этого закопайте в сухой песок различные небольшие металлические предметы (скрепки, пуговицы, обрывки цепочек, шурупы, ключи, крышки от бутылок) и дайте ребенку магнит. Держа магнит, малыш ручкой ныряет в песок и выуживает очередное, прилипшее к магниту, сокровище. Старшим детишкам можно назвать точное количество добываемых сокровищ – заодно тренировка счета.

Материалы для развития и утончения термического чувства, чувства вкуса и обоняния
Очень мало родители уделяют внимания развитию этих чувств в воспитании ребенка. Но тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.

  БАНОЧКИ С ЗАПАХАМИ
Я взяла баночки от «киндер – сюрпризов» и вложила вовнутрь различные ароматные наполнители (корица, гвоздика, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватку, пропитанную духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновую кожуру и др.). Нюхаем баночки, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас – ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки.На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.

ЧТО ТЫ СЪЕЛ?
На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт -  какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.

ХОЛОДНО ИЛИ ГОРЯЧО?
Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать .Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой печки локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.
Походите босиком по полу разного типа: ковру, кафелю, линолеуму, дереву. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой - самый теплый.
Подводя итог, вспомним утверждение М. Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?


Памятка для родителей

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

11 сентября 2011 г.

Поздравления с новым учебным годом


Детский сад
О. Высотская

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,
Пароход
Дожидаются ребят.

Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу -
Поскачу
На игрушечном коне!

В этом доме все для нас -
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем...