26 июня 2013 г.

Летний отдых с ребенком

    Наблюдения педиатров показывают, что поездка к южному морю в летние месяцы, особенно на короткий период, требуют большой перестройки детского организма. У ослабленных и больных хроническими заболеваниями акклиматизация проходит длительно, с напряжением регулярных механизмов, а иногда приводит к обострению болезни. Таким детям на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей.
      Подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.
     Из всего сказанного следует вывод, что ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче.
    Итак, начнем с дороги не дачу. Например, вы едете на машине или в автобусе. За час-полтора до выезда ребенку нужно дать легкий завтрак, например кашу (или омлет), сок (или чай). Плотно завтракать не стоит, но и бутерброт – не завтрак. С собой взять питье (кипяченную воду или чай с лимоном),  немного сухого печенья, мятных леденцов. 
       Не следует наносить на кожу ребенка антикомариные средства. В крайнем случае нанесите их на одежду вблизи оголенных мест. Вечером наденьте на ребенка брюки, рубашку или легкую куртку с длинными рукавами. Заранее приготовьте в баночке с крышкой слабый раствор соды. Этот раствор быстро прекращает боль и зуд от комариных укусов. Если кожная реакция на укус чрезмерная – образуется распространенная припухлость, не проходят зуд и краснота, что иногда наблюдается у детей с аллергией, - можно воспользоваться специальными гелями, содержащими антигистаминные препараты, например, фенистилом (но не более ; раз в сутки).
      Солнце – мощный природный фактор, необходимый для здоровья. У маленьких детей при недостатке ультрафиолетовых лучей развивается рахит, так как в коже не образуется провитамин Д, который необходим для нормального роста и развития костной системы. Воздействие солнца стимулирует деятельность иммунной системы, повышая защитные силы детского организма. Поэтому положительное значение солнечной радиации трудно переоценить. Вместе с тем длительное пребывание на солнце может привести к нежелательным последствиям. Длительное пребывание на солнце может привести к нежелательным последствиям. Чрезмерное воздействие солнечных лучей неблагоприятно влияет на кровь, угнетает клеточный обмен, ухудшает пищеварение, перевозбуждает нервную систему. Особенно это касается детей раннего возраста, у которых недостаточно зрелые адаптивные реакции.
            При длительном пребывании на солнце, особенно без головного убора, даже в средней полосе России, а не только на юге, может развиться солнечный удар, при котором происходит поражение нервной системы. Головной болью, вялостью, тошнотой, рвотой. При первых признаках солнечного удара ребенка необходимо увести в тень, раздеть, умыть холодной водой, напоить холодным чаем и уложить в постель. В течение двух-трех дней ему следует находиться только в тени. Признаки солнечного удара могут появиться позднее, даже к вечеру. Ребенок становится раздражительным, капризным, появляются озноб, повышается температура тела. Он отказывается от еды. Иногда бывают рвота и понос. Уложите малыша в постель, часто и обильно поите, положите на голову салфетку, смоченную холодной водой. Вызовите врача.
          Защита кожи особенно необходима, когда ребенок находится у водоема. Отражение лучей солнца от воды почти  вдвое увеличивает ультрафиолетовое облучение и – как следствие -  вероятность солнечного ожога и опасность солнечного удара. Поэтому на берегу пруда, реки, озера ребенок должен находиться в тени одетым в панамку, трусы и майку. Полезно надеть солнцезащитные очки с небьющимися пластмассовыми стеклами. Если по недосмотру у ребенка возник солнечный ожог, кожа покраснела и стала болезненной, его надо сразу увести в тень, напоить, обожженные места смазать простоквашей, кефиром или сметаной. В дальнейшем при беспокойстве и жалобах можно делать холодные примочки. Пока не исчезнут признаки солнечного ожога, не подвергайте кожу малыша воздействию солнечных лучей – не оголяйте обожженные места. Пусть ребенок побудет в тени.
       В течение дня 2-3 раза следует заниматься с ребенком гимнастикой. Для детей от года до двух лет ее продолжительность не более 10 минут. После утренней гимнастики рекомендуется провести водную процедуру – умывание, обтирание. Обливание, душ.

17 июня 2013 г.

Это важно знать!


В сильную жару у маленьких детей может наступить обезвоживание организма. Признаки легкого обезвоживания – слабость, вялость, головокружение. В такой ситуации поите ребенка каждые 5–10 минут, давая ему по несколько глотков теплой воды, сока или морса. Для сильного обезвоживания характерны такие симптомы: пересохший рот и губы, вялость, сонливость, редкое мочеиспускание, моча темного цвета, запавшие глаза. Это опасное состояние, поэтому, как можно быстрее нужно доставить малыша в больницу.

6 июня 2013 г.

Конкурс "Мир во всем мире"

Участие детей группы "Солнышко" в конкурсе "Мир во всем мире".
 Педагог Ширнина Надежда Михайловна

Егор Б."Верба"
Агата Д. "Весна"
Гриша Л. "Одуванчики"
Дима М. "Зимняя ночь"
Артем М. "Танцующие крабы"
и другие работы.

10 апреля 2013 г.

ВЕСЕННИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


***
Кап-кап
 Кап-кап!
 С крыши падают слезинки.
 Кап-кап!
 Тают белые снежинки.
 Кап-кап!


 Солнышко по крыше скачет.
 Кап-кап!
 А зима сидит и плачет.
 Кап-кап!
 (А. Леонтьев, пер. В. Данько)













Весной










На деревьях –
 Ты взгляни, -

 Там, где были почки,
 Как зеленые огни,
 Вспыхнули листочки.
(Н. Гончаров)













26 февраля 2013 г.

Во что и как играют наши дети

    Особое место в игровой деятельности младших дошкольников отводится конструированию.
     Конструирование и художественный труд развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение.
Накапливая конструктивный и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.

    Содержание конструирования тесно связано с разнообразными строениями, которые дети видят ежедневно: ограда вдоль домов, беседка, скамейка, лестницы, специальные сооружения для игр – машины, корабли, песочницы, домики, дорожки, башенки и т.п..
    Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного строительного материала жилые дома, дворцы, школы, различные виды транспорта (машины, автобусы, трамваи).

    В процессе игры со строительным материалом знакомим детей с деталями (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр), с вариантом расположения строительных форм на плоскости. Конечно же, следует обращать внимание на то, какого цвета та или иная деталь.
    Дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Лего, а также мелких и  крупных модулей, простых конструкторов. Нужны также игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (собачки, машинки, кошечки и т.д.), для развертывания сюжетно – отобразительной игры.
    Сначала необходимо совместно с детьми рассмотреть и проанализировать постройку, созданную взрослым, затем следует подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с детьми созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.
    Игровую деятельность  детям надо усложнять от раза к разу, чтобы дети постепенно приобретали новые конструктивные навыки.

По окончании игры необходимо попросить ребенка убрать все на место.
Важно также поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время желательно способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.д.).

Материал подготовил воспитатель группы "Солнышко", Ткаченко Н.В.,
высшей квалификационной категории

28 января 2013 г.

Правильное поведение за столом





















Многие думают, что в возрасте 2 - 3 лет еще слишком мал, что бы приучать его к правильному поведению за столом.

Однако это не так. Именно сейчас вы должны рассказать и показать как именно нужно вести себя при принятии пищи.

Первое на что все- таки необходимо обратить внимание это на то, как он сидит. Ребенок должен сидеть и не сутулиться, чтобы не страдал позвоночник. Малыш уже достаточно самостоятельный, что бы есть самому. Естественно его первые попытки буду не совсем удачными. Много чего разольется и выпачкается.

Но не стоит унывать, а только лишь подбадривать малыша и показывать как надо. И в скорости у него все получится. Следите за тем, что бы ребенок пережевывал пищу тщательно. Не лишним бы было положить перед ним на стол салфетки, и он мог бы сам вытираться, когда запачкается.

Так ребенок будет больше самостоятельным и уверенным в себе. Нужно перейти на полноценное 4х разовое питание и не приветствовать множество перекусов яблоками, бананами, печеньем. Помните, что питание должно быть сбалансированным и качественным.




27 января 2013 г.

Читаем детям


Детская литература очень важна в воспитании ребенка.
 Сказки, хорошие детские книги, детская литература может помочь  преодолеть ребенку негативные стороны его формирующейся личности.
 Читайте детям. Читайте вместе с детьми. Читайте книги, которые помогут детям познать этот сложный мир. Прививайте любовь к книге. Ведь от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит,  каким  человеком он станет.
Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в себе. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится  состраданию, учится радоваться  или сопереживать. Сказки помогут вылечить от жадности, завистливости, хвастовства. Помогут развить воображение и обогатить словарный запас.
Практически в любой неадаптированной (т.е. сохранившей первоначальный вид) сказке можно найти ее глубинный смысл и понять, что она может дать детям (и не только детям).

Сказки, рассказы, стихи совсем необязательно читать самому. Дайте ребенку послушать сказку в исполнении известных артистов. Слушая известные произведения детской литературы в исполнении мастеров театра и кино, ваш малыш получит массу удовольствия. Ведь аудио сказки или рассказы - это целые спектакли с различными персонажами, красивым музыкальным сопровождением.
Детей, которые не любят, когда им читают, просто не бывает. Читайте интересные книги, которых так много!


6 декабря 2012 г.

Подвижные игры в зимнее время года


Выпал первый снег - значит, пришла зима. Можно ли описать радость детей?! С каким удовольствием они возятся в снегу!
Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.
Смена деятельности дает возможность поддерживать у ребёнка активное состояние, что позволяет избегать охлаждения, улучшает кровообращение, углубляет дыхание
При проведении подвижных игр и развлечений не следует их затягивать, т.к. физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на состоянии здоровья ребенка.
В данной консультации мы предлагаем примерный перечень подвижных игр с детьми от 1,5 до 3 лет на воздухе в зимний период.
Во время прогулок зимой дети должны быть всегда активны. Одежда рекомендуется теплая и легкая. В качестве пособий используются игрушечные метелки, лопатки и машинки для перевозки снега. Рекомендуется катание на санках с горок, с маленьких горок можно покататься на ногах (при внимательном наблюдении взрослых). Дети 1,5-2 лет с интересом катают на санках игрушечных зверей, кукол.см. здесь

4 октября 2012 г.

Физическое воспитание малыша в раннем возрасте.

Появление ребенка в семье всегда радостное и знаменательное событие для родителей. И буквально с самого раннего детства очень важно организовать занятия физической культурой. Это позволит детскому организму не только накопить силы, чтобы обеспечить в дальнейшем гармоничное всестороннее развитие личности, но и приучит малыша к регулярным занятиям спортом.

Занятия легкой гимнастикой со здоровым ребенком можно начинать уже с полутора месяцев. С того же времени допускается массаж. Делать его ежедневно, но не ранее, чем за 40-50 минут после принятия пищи или за полчаса до еды. Одного раза в день вполне достаточно, но при этом необходима предельная осторожность и знание приемов детского массажа, который для малышей первого года жизни включает: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.

Для детей 6-12 месяцев уже существуют специальные курсы упражнений «для детей, встающих на ноги». Изучив их, вы сможете самостоятельно укрепить иммунитет ребенка, провести профилактику рахита, улучшить координацию движений. С помощью специально подобранных занятий вы укрепите мышцы и подготовите малыша к первым шагам.

После года маленький человек сначала робко, а затем все более уверенно шагает и начинает соприкасаться с более широким кругом предметов. Соответственно нагрузки нужно несколько разнообразить и усложнить. Но нельзя забывать о том, что физическое и нервно-психическое состояние малыша еще неустойчиво. В это время можно начинать специальные «парные контактные физические упражнения взрослых и детей».

Вообще, чем старше становится ваш ребенок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на снарядах. Приобретать магнитные велотренажеры пока рановато, но лесенки и горки детской площадки будут в самый раз. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. С 2-2,5 лет можно уже учить кататься на лыжах, но лыжные палки давать пока не рекомендуется, так как при этом большая часть нагрузки приходится на еще неокрепшие руки.

Вообще с ребенком старше 2,5 лет можно заниматься почти любым видом спорта, даже беговая дорожка Horizon будет кстати. Но тренировки имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам, и малышу.

Использован материал с сайта: www.detki.biz/view1832.html
   

30 августа 2012 г.

С Новым учебным годом!

Педагог! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!


28 августа 2012 г.

Памятка для родителей


Уважаемые родители!

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
Кто является участником дорожного движения;
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
Средства регулирования дорожного движения;
Красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
Правила движения по обочинам и тротуарам;
Правила перехода проезжей части;
Без взрослых выходить на дорогу нельзя;
Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте;

  
Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:
  • Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.


Материалы:
http://www.tvoyrebenok.ru/instruction_for_parents_of_children_of_younger_preschool_age.shtml

19 августа 2012 г.

На городской выставке "Цветы и плоды 2012"


18 августа, в Челябинске в Центральном парке культуры и отдыха им. Ю. Гагарина состоялась XI городская выставка цветов и плодов, которая стала первым крупным мероприятием в рамках празднования 276-летия города.

Мы приняли активное участие 

19 июля 2012 г.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА





В нашем детском саду две ясельных группы. В них находятся дети от полутора  до трёх лет. И мы уделяем большое внимание адаптации малышей к садику.

Что такое адаптация? Это приспособление организма к новой обстановке. А для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
                        
Очень многие малыши не могут быстро адаптироваться к яслям, так как сильно привязаны к матери и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Если ваш  малыш – единственный ребёнок в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Я советую родителям такого ребёнка-с начала привести его в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Потом несколько дней можно водить малыша в детский сад на два-три часа. В зависимости от поведения ребёнка время пребывания нужно увеличивать. А дома  постарайтесь побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, т.к. в детском саду малыш чувствует себя скованно, напряжённо, а  если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
см. здесь

26 марта 2012 г.

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения


У педагога есть прекрасная

возможность: научить детей

«В одно мгновенье — видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой капле — бесконечность,

И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

ПДД для родителей с детьми раннего возраста


В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.

Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:
  • При перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода ( в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1-1,5м от взрослого едут детские саночки).
  • Подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом.
  • При переходе дороге с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге.
  • При выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

23 марта 2012 г.

Весна

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях вену.

Весна


На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
В рамках народного праздника в течении 20 по 23 марта проводились следующие мероприятия:
  • знакомство детей с птицами, с временем годом - Весна;
  • чтение стихов и потешек про Весну, про птичек;
  • по Художественному творчеству - лепку домиков для птичек, гнезд и т.д.  см. здесь
27 марта будет проводится открытое мероприятие на тему "ВЕСНА. Встреча птиц" (музыкальные развлечения для детей и родителей в рамках "Клуба общения")

27 февраля 2012 г.

Как приучить ребенка к горшку.

Приучить ребенка к горшку – не такая уж сложная задача, как твердят многие мамаши и бабушки. Главное отнестись к этому по-философски и с терпением.

Во-первых, как говорится «насильно мил не будешь». Поэтому, если вы хотите, чтобы было комфортно не только вам, но и малышу, нужно прислушиваться к его желаниям.

Например, японские ученые провели исследование, в котором участвовали дети возрастом от 12 до 30 месяцев, которые был приучены к подгузникам. Так вот, оптимальным возрастом, в котором дети сами отказались от подгузников, оказалось 27 месяцев.

Современные педиатры утверждают, что не стоит даже пытаться заставлять ребенка садиться на горшок, если он еще не научился ходить, наклоняться, т.е. выполнять какие-либо примитивные самостоятельные действия. Т.е. начинать приучать ребенка рекомендуется не раньше года-полтора.

Во-вторых, если даже при первых попытках ваш малыш вскакивает с пустого горшка, не желая дальше «трудиться», не стоит его наказывать или, тем более, ругать. Наоборот, очень важно его похвалить за то, что он совершил такой «взрослый» поступок. Вот увидите, следующая попытка будет куда результативнее.

Очень важно, чтобы родители были очень внимательными к своим детям. Когда ребенок будет уже сам готов к «взрослой» жизни, то он обязательно даст вам об этом знать. И это занятие будет доставлять огромное удовольствие вам и вашему ребенку.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.

Очень часто мы хотим помочь нашим маленьким и не очень маленьким детям в совершении каких-либо действий. Например, помочь натянуть кофточку, чтобы это было быстрее или покормить ребенка с ложечки, чтобы избежать грязных полов и запачканной одежды.

Но на самом деле это неверный шаг со стороны родителей, если они хотят как можно раньше приучить своих детей к самостоятельности. С самого раннего детства дети должны приучаться принимать решения и решать какие-либо задачи сами. Иначе, со временем, у них развивается комплекс неполноценности и развивается боязнь риска в жизни. Причем, как правило, первые проявления появляются, когда ребенок идет в школу, а там уже его никто не защитит и не поддержит советом.
Поэтому, во благо своего собственного чада старайтесь как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности. Вы никогда не должны жалеть времени, которое уйдет на принятие решения самим ребенком. И обязательно нужно с ребенком разговаривать. Если ребенок спросит «Как мне лучше сделать?», правильно будет ответить «Как ты сам считаешь?». После этого ребенок уже почувствует себя намного уверенней и взрослее. Если ребенок захотел поесть супчик через трубочку, не стоит его останавливать возгласом «Не занимайся ерундой!». Пускай он придет сам к тому, что это действительно глупая затея и на это уйдет намного больше времени.

Но конечно нужно соотносить решение ребенка с риском для самого ребенка или его семейства. И если этот риск есть, то в данной ситуации нужно ответить твердое «нет», но и обязательно объяснить ему в чем именно заключается риск.

Таким образом, необходимо помнить следующие правила:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" - имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами - располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".